Карательная психиатрия 2.0: кто преемник?

Дата: 15.03.2013

Многие люди, жившие во времена СССР, очень хорошо знают, что такое “карательная психиатрия”. Хотя психиатры заявляют, что “карательная психиатрия” уже в прошлом и сейчас всё по-другому, верится в это слабо. Как это обычно и бывает, такие вещи не ушли, а просто приняли другой вид, что подтверждает недавняя статья газеты “Смена”.

Когда-то психиатрия была инструментом правительства по тихому устранению идеологически несогласных людей. Про эту систему во времена СССР написано много. Даже в настоящее время психиатрия проявляет себя подобным образом. Достаточно вспомнить нашумевший в своё время случай Ларисы Арап:

“В Мурманскую психиатрическую больницу принудительно госпитализирована член регионального отделения Объединённого гражданского фронта Лариса Арап. По информации руководителя мурманского ОГФ Елены Васильевой, чиновники от здравоохранения отомстили Ларисе Арап за статью под названием «Дурдом», размещенную в специальном мурманском выпуске газеты «Марш несогласных»…(1)

Тем не менее, наша страна пережила много изменений, и вместе с ней поменялась и психиатрия. Как вы думаете, если солдат умер, перестало ли существовать его оружие? Налаженная психиатрическая машина никуда не исчезла, однако стиль её работы изменился.

В 2005 году Владимир Григорьевич Селехов пожаловался участковому милиционеру на ночной шум под окнами. Милиция отреагировала заведением на Селехова уголовного дела за публичное оскорбление представителя власти при исполнении служебных обязанностей. При этом свидетелями стали трое молодых людей из соседнего дома, изменивших на суде свои показания. Один из этих свидетелей рассказал, что был в своем доме и прибежал, услышав (!!!) крик пенсионера (из соседнего дома). Когда дело стало разваливаться, Владимира Григорьевича отправили на психиатрическую экспертизу. И далее всё пошло по стандартному сценарию… (2)

Тогда же Гражданская комиссия столкнулась с другим похожем случаем. Пожилые супруги, инвалиды-сердечники, попросили участкового проверить соседнюю квартиру, из которой шёл ядовитый запах. Через некоторое время участковый постучался к ним в квартиру. Вместе с ним, в квартиру ворвались трое мужчин в белых халатах и скрутили пенсионерам руки. В итоге пострадавшие были госпитализированы в так называемый “Скворечник” — психиатрическую больницу № 3 им. Скворцова-Степанова (3).

В результате проведённой реформы и переименования милиции в полицию положение дел не поменялось. Четвёртого марта этого года в газете “Смена” появилась статья (4), повествующая о Марии Аристарховой. Пенсионерка попала в психушку из-за жалобы участковому на наркоманов, которые курили что-то в её подъезде (что подтверждалось сотрудниками Госнаркоконтроля). Особенно показателен ответ сотрудникам газеты, повествующий, что ветеран Великой Отечественной войны была «госпитализирована в связи с конфликтной ситуацией». Ей даже не поставили диагноз. Случай осветили во многих СМИ, в том числе на телеканале СТО(5) и 84-летнюю пенсионерку сразу выпустили.

Здесь стоит упомянуть, что недобровольная госпитализация производится по статье 29 закона “О психиатрической помощи” и возможна, если человек, страдающий тяжёлым психиатрическим расстройством:

а. Представляет опасность для себя или окружающих

б. Не способен самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности

в. Его состояние тяжёлое и может ухудшиться без лечения.

Как можно заметить из приведённых выше случаев, 29 статья не препятствует использованию психиатрии в корыстных целях. Причём не только сотрудниками органов государственной власти, но и обычными людьми: к сожалению, не редки случаи, когда человек попадает в психушку из-а того, что кто-то позарился на его квартиру (например, недавно такой случай произошёл с Похомовой Ириной Васильевной, владеющей двухкомнатной квартирой в Петербурге(6)).

В различных интервью психиатры жалуются, что из-за их советской репутации душевнобольные люди не обращаются к ним за помощью. По их словам, современная психиатрия сильно изменилась и, благодаря современным технологиям (препаратам, калечащим сознание, инсулиновому или электрическому шоку, разрушающему клетки мозга), психиатры могут помочь людям, если те вовремя обратятся. Однако всё больше  попадаются случаи, когда психиатры помогают обычным людям избавится от их неудобных знакомых…

Подобные случаи повторяются вновь и вновь из-за отсутствия должного контроля над психиатрией со стороны правительства и общественных организаций. Статья 38 вышеупомянутого закона “О психиатрической помощи” гласит, что государству следует создать независимую от органов здравоохранения службу защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.  Сотрудники Гражданской комиссии не раз поднимали вопрос о создании такой службы в обращениях к органам власти и в СМИ, однако  такая служба до сих пор не создана.

 

(1) — https://www.cchr.spb.ru/archives/219

(2) — https://www.cchr.spb.ru/archives/171

(3) — https://www.cchr.spb.ru/archives/179

(4) — http://www.smena.ru/news/2013/03/04/21747

(5)  — http://www.tv100.ru/news/za-chto-zdorovuyu-pensionerku-upekli-v-psihiatricheskuyu-kliniku-69553/
(6) — https://www.cchr.spb.ru/archives/1455