Психиатрическое лечение: лечился от стресса — потерял здоровье
Алексей* находился под диспансерным наблюдением более двух лет, где ему прописывали психотропные препараты из-за стресса, связанного с работой. Когда беспокойство особенно усилилось, его госпитализировали в больницу, дав на подпись бумагу, без объяснений. Алексей находится в психушке уже два месяца, согласие на лечение подписано, а его физическое состояние всё ухудшается и ухудшается, чего ранее с ним не происходило…
Психоневрологический диспансер (ПНД) — это специализированная поликлиника, где принимают психиатры и психотерапевты. Алексей обратился в ПНД после лечения фурункулёза, когда он из-за болезни потерял работу и некоторое время не мог найти новую. После лечения препаратами его выписали из дневного стационара и прописали сильный нейролептик “Риспаксол”.
Через месяц у Алексея повысилась тревожность, и психиатр пригласил его в ПНД центрального района “для подбора лекарств”. Когда, отпросившись с работы, Алексей пришёл на приём, его отправили сразу к заведующей и попросили подписать согласие на лечение. Однако Алексею не объяснили, что это было согласие не просто на лечение, а на госпитализацию в психушку. Больница находилась рядом, так что Алексея незамедлительно туда поместили.
Посещая Алексея, его мать так и не узнала о причинах госпитализации. Вместо этого она обнаружила, что спустя полтора месяца “лечения” в психушке у её сына серьёзно ухудшилось состояние, появилась сонливость и слабость, а также он перестал членораздельно говорить. Некогда здоровому и спортивному человеку теперь сложно концентрировать внимание и даже вставать с постели.
Вот как прокомментировал ситуацию эксперт Гражданской комиссии по правам человека, юрист Александр Приятельчук:
«Обычно согласие на лечение представляет собой напечатанный текст с общими формулировками, что человек согласен на госпитализацию и лечение. В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного согласия.
Какую информацию должен получить пациент, чтобы дать свое согласие, раскрывает п. 2 ст. 11 того же закона: «Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством… информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах».
Как хорошо видно из приведенных норм, согласие на лечение дается при предоставлении подробной информации о состоянии здоровья и лечении пациента. Тут невозможно обойтись общими фразами, но, к огромному сожалению, в большинстве случаев именно это и происходит”.
Психиатры так и не привели разумных доводов, по которым они удерживают Алексея в больнице. Тем более вызывает вопросы ухудшение состояния после пребывания в стационаре. Вполне вероятно, что именно побочные эффекты психотропных препаратов и явились причиной такого ухудшения. Разобраться в этом далеко не единичном случае, предстоит Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга.
* Имя изменено по просьбе пострадавшего.