Предыдущая глава МЕДИЦИНСКИЙ КАСТЕТ ИЛИ ПОЖАЛЕЙТЕ РАЕВА            Следующая глава

Глава 8. Нокаут

Приступая к написанию аналитического исследования военной психиатрии, оставалось найти в руководящих документах положения фрейдизма. Вспомнив слова врача Галины Яковлевны, — Но ведь есть же статья! – я внимательно, теперь уже с учётом накопленных знаний, перечитал Расписание болезней и понял, что нашёл!

Заключительная глава «Медицинского кастета» немного разочарует любителей повествовательного жанра, поскольку представляет собой разбор обработанного научного материала. Я не пытался открыть ничего нового в общественных взаимоотношениях, а просто сопоставлял результаты уже известных умозаключений, выводов и фактов.

«Опровержение теории имеет такое же важное значение для науки, как и успех».

Дэниел Киз

Для объективной оценки порой не хватало документов (я же не медик – кто мне их даст?), зато наличествовал достаточно обширный практический опыт, в ходе приобретения которого имелось немало личных контактов с представителями официальных органов.

«… В результате того, что человек пользуется главным образом общечеловеческими суждениями, в психологии людей появляется свойство доверять общераспространённым суждениям больше, чем своим личным. В большинстве случаев это, безусловно оправдано: общечеловеческий опыт больше, чем опыт одного человека. Но «общераспространённые» суждения – это не всегда самые правильные».

Тылевич, Немцова «Руководство по

медицинской психологии», 1980 г.

В этой работе мне оказали существенную помощь специалисты различных областей знаний: психиатры, психологи, социологи, нейрофизиолог, хирурги, терапевты, невропатологи, философ, историк, политработники, юристы, журналисты, офицеры разных специальностей и даже один священнослужитель. Я выражаю им за содействие свою глубокую благодарность.

В «Медицинской газете» от 2 марта 1988 года была опубликована статья под названием «Психиатрия: на новом рубеже», в которой в частности сказано:

«Представим себе, человек заболел в армии. И вот он, находящийся в длительной ремиссии, пришёл устраиваться на работу. Для этого обязан предъявить в отделе кадров военный билет. А в билете соответствующая статья. Не секрет, что кадровики, как чёрт ладана, боятся психически больных, поэтому результат визита очевиден.

Почему всё-таки надо обязательно ставить штамп в военном билете? Разве нельзя ограничиться данными только в личном деле в военкомате? Почему некоторые статьи военные медики вообще не пересматривают? А ведь довольно часто случаются и диагностические ошибки: допустим у юноши просто сложно проходила адаптация к новым условиям. Однако разговор короток – диагноз, как приговор …  

Насколько знаю, и сейчас, после Указа Минздраву СССР и Центральному военно-медицинскому управлению Министерства обороны СССР не удалось достичь взаимопонимания. Военные медики стоят, что называется, насмерть».

Чего же страшатся военные медики? Их так пугает возможность пропажи штампа в военном билете, поскольку речь идёт не о здоровье. Они строят свои выводы на том, что подход к психике человека, управляющего оружием, должен быть особенным.

Здесь уместно задать вопрос: А как же гражданские капитаны атомных ледоколов? Как относиться к командирам невоенных самолётов? Да и ко всем шоферам или вообще к людям, занимающим мало-мальски ответственные должности? Ведь при желании и лопата может стать оружием. В.И.Ленин в работе «Успехи и трудности Советской власти» писал: «Есть пролетарии, которые закалены так, что способны переносить в тысячу раз большие жертвы, чем любая армия». А обратившись по данной проблеме к мнению классика русской литературы Л.Н.Толстого выясняется, что он считал гражданское мужество выше военного.

«Слово «характер», в переводе на русский язык означает печать, как предмет … Характер – есть совокупность устойчивых и отличительных свойств души человека … Характер указывает, на что именно человек способен, какое можно иметь к нему доверие и какое дело выгоднее всего поручить ему. Характер должен служить своего рода ярлычком, точно указывающим, что именно содержится в данном субъекте».

Н.А.Ухач-Огорович, 1911 год

Как видно из приведённой выдержки, современные отечественные медики в данном вопросе не первооткрыватели. Тот же известный в своё время монархист и реакционер генерал Ухач-Огорович поучал:

«Нельзя касаться и выносить на базар семейных явлений, будь они трижды отрицательные, на том основании, что семья представляет отдельный мир и в семье имеется ответственный глава. По той же причине, не следует разносить по всему земному шару дурную славу об армии, так как в её составе находится целый ряд ответственных начальников, которые могут и обязаны искоренить всё ненормальное. Газетный гвалт, пошлые нравоучения и клевета не только не помогают начальникам, не только не улучшают дело, но в сильнейшей степени вредят подготовке войск, по их прямому назначению. Давайте войскам положительные образцы, возвеличивайте таланты, укрепляйте доблесть воинскую, и тогда сама армия, без помощи полуграмотных писак, выбросит из своей среды всё негодное, неотвечающее требованиям военной службы … Учреждения – есть бесплотный, духовный порядок, созданный веками. Порядок этот только исполняется современниками, но не создаётся ими. Поэтому данное, например, чиновное лицо в такой же мере ответственно за род и характер известного учреждения, как и сама толпа, ибо учреждение это создавали предки и чиновников, и толпы. Вот почему изливать злобу на существующее учреждение несправедливо, безнравственно и бессмысленно … Участие гражданских лиц в делах армии недопустимо, ибо два мировоззрения – военное и штатское – совершенно несоизмеримы. Перепутывание этих мировоззрений может вызвать недоразумения, очень вредные для дела и опасные для государства. … Вносить в войска политику, это значит вести армию к разрушению и позорной гибели … Общественное же мнение, отмечая непорядок, как явление общественной жизни, не должно забывать, что заменить негодные солдатские сапоги новыми – очень легко, но восстановить разрушенный дух армии – очень и очень трудно. … В настоящее время, по многим причинам, армию необходимо превратить в Рыцарский Военный Орден, замкнутый в своей специальности, с очень прочной дисциплиной и повышенной воинской доблестью. Дабы в Орден не проникло штатское мировоззрение, руки гражданских лиц не должны прикасаться к армии. Только при таких условиях воинские чины будут воинами и по званию, и по складу души своей».

Не правда ли, интересные высказывания? Читаешь и прямо физически ощущаешь, как у данного чинуши революция выбивает из-под ног почву. Новое – это хорошо забытое старое. Кстати, А.С.Резанов в сообщении, сделанном в собрании офицеров генерального штаба Варшавского военного округа в 1910 году, на тему «Духовная сущность армии и принципы управления массами» утверждал: «Военной психологии, как отдельной науки, нет, и то, что необразованные философские авторы хотят назвать военной психологией, составляет прикладную часть социальной психологии. Короче, военная психология является специальной частью коллективной психологии, или, говоря иными словами, психологией масс». Своё мнение он обосновал тем, что армия по своим психологическим качествам родственна толпе. В психологии масс, полагал Резанов, надо искать ответ на то, какая сила ведёт войска к героическим подвигам или обращает их в паническое бегство (Е.А.Будилова, 1983 г.).

Если обратиться к ещё более древним документам, истоки мудрствований Ухач-Огоровича и современных психиатров не сложно обнаружить в «Евангелие»:

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. …Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. … Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. … Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику».

«Горький опыт показал: непосредственное административное подчинение науки – самый верный способ превратить науку в видимость науки, в такую же «служанку ведомства», какой была в средневековье «наука – служанка богословия».

   И.Бестужев-Лада «АПН – на уровень времени».

 «Учительская газета» № 111 от 17.09.1988 год

Но вернёмся к сути проблемы. Человек может быть здоров или нездоров, а не рассматриваться по градации: болен «по-военному», зато здоров «по-гражданскому». Пора назвать вещи своими именами. Обособленный подход к психике военнослужащих, особые, ведомственные, требования к физиологии организма, утверждение мнимого психического превосходства военных над гражданскими – это откровенный расизм, возведённый в ранг военной политики, берущий истоки в идеологии, продолжающийся в корабельной команде «Офицерам и лейтенантам построиться! Место построения – шкафут правый борт», и заканчивающийся неуставными взаимоотношениями, так называемыми «годковщиной» или «дедовщиной».

«… Местная бюрократия с местными влияниями – худшее средостение между трудящимся народом и властью».

В.И.Ленин Полн. Собр. Соч. т.45, с.428

В целях более полного охвата проблемы рассмотрим ряд аспектов.

Предыдущая глава МЕДИЦИНСКИЙ КАСТЕТ ИЛИ ПОЖАЛЕЙТЕ РАЕВА            Следующая глава