Об американских кумирах джаза для россиян

Дата: 29.05.2012

29-го мая 1974-го года, 38 лет назад, умер Дюк Эллингтон, величайший представитель джазового искусства. Эта дата – хороший повод для меня, Романа Чорного, правозащитника и врача (подробнее о моей работе — www.cchr.spb.ru), поговорить о судьбах великих джазовых музыкантов 20-го века.

О герцоге джаза

Эдвард Кеннеди Эллингтон родился 29-го апреля 1899 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Прозвище «Дюк» (в переводе с английского — «герцог») ему дали в детстве друзья за аристократические манеры и умение одеваться изысканно. У Эллингтона уже в детстве проявилось художественное дарование. «Дюк» рано самостоятельно научился игре на пианино, подбирал на слух популярные мелодии в стиле рэгтайм, затем решил заняться музыкой профессионально.

Рэгтайм (английское ragtime — «разорванное время») — это предджазовый стиль фортепианной музыки, сформировался он в Соединенных штатах Америки во второй половине XIX века и приобрел свой классический вид на рубеже XIX и XX вв. В своих истоках восходит к разновидностям афроамериканской инструментальной музыки.

Эдвард Кеннеди Эллингтон организовал оркестр и стал играть в клубах Вашингтона, а затем перебрался в Нью-Йорк, где начал выступать в самых знаменитых ночных клубах. Вскоре он отправился в турне по Америке, которое прошло с огромным успехом. «Дюк» играл в разных стилях, например: оркестровый джаз, свинг, стандартный джаз, а, кроме того, он записывал музыку для кинофильмов.

Эллингтон был великим композитором, а также лидером группы, которую возглавлял почти 50 лет. Он писал музыку в основном только для собственной группы, всегда оставляя музыкантам место для соло. Он записал такое количество работ, что позволяет стать джазу практически академической дисциплиной.

Однако, не все американские кумиры джаза 20-го века имели столь счастливую судьбу…

Расизм, психиатрия и джазовые кумиры

Автор статей для журнала «Jazz Education » Скотти Райт писал, что даже самые известные афро-американские джазмены терпели ужасные оскорбления из-за цвета кожи. В результате, «как это ни прискорбно, очень многие музыканты погружались в омут наркомании в попытках забыть о боли и унижениях, преследующих их вне сцены, чтобы полностью отдать себя своему искусству на сцене».

В 30-е и 40-е годы героин стал для джазменов тем, чем психоделические наркотики и транквилизаторы были для рок-музыкантов в 60-е годы. Героин угнетает нервную систему и создает иллюзию «бесстрашия и уверенности, музыканты начинают считать себя способными на крутые ходы в полной отвязке» (http://www.harming-artists.ru/kumir-j.htm — по состоянию сайта на 24.05.12).

Песня «Странный плод» Билли Холидей была отповедью злодеяниям расистов. Б. Холидей говорила о последствиях расизма: на гастролях в Детройте с группой «Count Basie» хозяева клуба для белых заявили, что ее лицо «слишком желтое, чтоб петь вместе с чернокожими музыкантами. Когда в тени стояла я, могли решить, что белая. Принесли они краску, говорят, мол, давай, перекрасим тебя… а я ни в какую. Но контракты у них, отказаться – испортить всю малину, гастроли сорвать. Так что не для себя, ради этих ребят…»

В 1946 году Билли Холидей попыталась освободиться от героиновой зависимости, обратившись в частную психиатрическую лечебницу и объявив при этом, что проходит лечение от «нервного перенапряжения». За три недели «лечения» она отдала 2000 долларов – гигантскую по тем временам сумму. Однако не прошло и года после завершения «терапии», как она была арестована за хранение наркотиков, а её трудовая карточка, необходимая для выступлений в нью-йоркских кабаре, была аннулирована. Она умерла в июле 1959 года в городской больнице.

Другой известный джазмен, Чарли «Берд» Паркер, родился в 1920 году. К 15 годам он стал концертирующим музыкантом и вносил новаторские идеи в джаз, а позже, вместе с другими музыкантами, создал стиль би-боп, который по задумке должен был отражать боль и отчаяние негритянских гетто. В 1946 году в Лос-Анджелесе «Бёрд» был арестован за хранение наркотиков и отправлен в психиатрическую больницу штата в Камарильо. Ему были назначены сильнодействующие психотропные препараты. Из психиатрического учреждения он вернулся в то же расистское, разъедаемое наркотиками окружение, в котором он вырос. 12 марта 1955 года Чарли «Берд» Паркер умер от сердечного приступа, вызванного смесью препаратов и алкоголя. Ему было 34 года.

Бад Пауэлл так же виртуозно владел пианино, как Чарли Паркер — саксофоном. Он тоже участвовал в создании стиля би-боп. Бад родился в 1924 году в Гарлеме и был талантлив не по годам. Когда ему исполнилось семь лет, местные музыканты уже брали его с собой на концерты, и слушатели им восхищались. Свои первые записи он сделал в 19 лет.

В 1945 году он был жестоко избит полицией и поступил на обследование в психиатрическую клинику Биллвью. При оформлении документов в графе «Род занятий» он записал: «Пианист, автор более 1000 песен». На основании этой записи психиатр поставил ему диагноз «мания величия» и поместил его в смирительную рубашку. Приходя в себя почти целый год после избиения и лечения, Бад страдал ужасными мигренями и приступами, был очень рассеян.

В 1947 году, вскоре после написания песни «Силия», которую он посвятил своей дочери, его вновь поместили в больницу, на этот раз на 11 месяцев. Его подруга Джеки Маклин рассказывала: «Бад мало что помнил о своей жизни до больницы, это из-за лечения электрошоком, которое ему провели… Я, бывало, назову ему кого-нибудь, он задумается и спрашивает – кто-кто?»

В 1951 году Пауэлла арестовали за какую-то историю с наркотиками, поместили в психиатрическую клинику Пилгрим ещё на 11 месяцев и вновь подвергли электрошоку. Его здоровье стало быстро ухудшаться. В 1959 году он переехал во Францию, где ему продолжали давать торазин – мощный транквилизатор. К 1964 году Пауэлл распух, его глаза были пустыми, походка его стала шаркающей, свидетельствуя о том, что он находится под воздействием препаратов. Его печень «отказала». 16 августа того же года Пауэлл скончался. Чтобы проводить его в последний путь, на улицы Гарлема вышли 5 000 человек.

В статье «Закат здравомыслия» (http://www.harming-artists.ru/zakat-zdr.htm — по состоянию сайта на 24.05.12) говорится, что в течение долгого времени многие психиатры и психологи клеймят творческий ум как психическое «расстройство», лживо квалифицируя неудержимый талант артиста как маниакальную фазу сумасшествия, а приступы меланхолии – как депрессию. Видение и проницательность подменяется понятием «галлюцинация». Многие психиатры «обхаживали и соблазняли» артистов и сделали на этом огромные деньги…

«Белый» джазмен о «чернокожих» джазменах с любовью и болью

Легендарный джазовый пианист и композитор, сторонник Международной Гражданской комиссии по правам человека, Чик Кориа (http://www.harming-artists.ru/zakat-zdr.htm — по состоянию сайта на 24.05.12) писал в одном из своих обращений, что артист упорно стремится к своей изначальной творческой цели. Он помнит о воздействии, которое хочет создать своим искусством, и движется вперёд, несмотря ни на что. Артист должен нести людям своё искусство, в каких бы тяжелых условиях ему ни приходилось работать. Он обязан оставаться честным и при этом достаточно зарабатывать, чтобы обеспечивать себя.

Однако очень часто успех артисту обходится слишком дорого, и дело здесь не в искусстве, а в сознательной манипуляции и намеренном разрушении личности артиста всеми средствами. Такова трагедия Бада Пауэлла – гения джазовых инноваций.

Чик Кориа писал: «Моё краткое послание посвящено не его выдающимся заслугам, которым я не устаю отдавать должное, а бесполезному и бесчеловечному психиатрическому вмешательству, погубившему сначала его карьеру, а затем и перекрывшему сам источник его творческих способностей…»

Эпилог

В такой ситуации, можно сказать, что «Дюк» Эллингтон был счастливчиком. Его миновала «чаша сия». Та чаша, которая, увы, не миновала  Чарльза Паркера, Бада Пауэлла и Билли Холидей…

Все вышеописанное имеет значение далеко не только для Америки, но и для России. В России у музыкантов те же проблемы, и решать их наши музыканты пытаются, увы, теми же способами…

Роман Чорный

Газета “Право на разум” была учреждена Гражданской комиссией по правам человека Санкт-Петербурга