Защитим права детей-аутистов вместе!

Дата: 16.04.2012

14-го апреля активисты Гражданской комиссии по правам человека (http://www.cchr.spb.ru) провели согласованный властями пикет в центре Северной столицы России, рассказав прохожим о недопустимости нарушений прав детей с аутизмом в системе психиатрического здравоохранения в Российской Федерации.

Правозащитники раздали информационные материалы Комиссии и  продемонстрировали плакаты с надписями: «Психиатрические препараты — путь к наркомании» и «Посетив психиатра, получишь диагноз на всю жизнь».

Акция приурочена к Всемирному дню здоровья, отмечаемому в начале апреля. В этот день и обычно семь — десять дней после него проводятся информационно-просветительские мероприятия по данной тематике.

Что означает быть родителем ребенка с аутизмом, какие у этих детей проблемы в России, было рассказано в аналитической передаче русской службы радиостанции «Свобода» (http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24366752.html — по состоянию сайта на 14.04.12):
«Кристина Горелик (ведущая): Поговорим о светлом будущем. А для светлого будущего у нас есть Ирина и Марина, у которых есть тяжелые дети и которые озадачились, а что же с этими детьми будет дальше, и решили создать социальную деревню. Ирина, а сколько сейчас ребенку вашему лет?

Ирина: 18 лет. Что будет дальше? Любых родителей волнует вопрос, здоровый ребенок, не здоровый, с проблемами, не с проблемами: что будет дальше? У меня тяжелый ребенок, он плохо говорит, у него аутические проблемы. Надо развиваться. Заканчивается школа, он должен работать, чтобы личность развивалась. Потому что все родители, все педагоги вложили много сил в этих детей, чтобы они пошли в школу, чтобы они заговорили, чтобы они что-то начинали делать.

Кристина Горелик: А здесь в Москве нет возможности работать?

Ирина: К сожалению, нет. Потому что это дети с тяжелыми нарушениями развития, они не могут работать самостоятельно, им нужна работа с поддержкой. Он не может добраться, например, до работы. Я его каждый день, 9 класс, я вожу его в школу и забираю из школы сама. Он не может передвигаться на улице самостоятельно, он не может передвигаться в метро. Это тяжелые дети, которые и работать не смогут самостоятельно. Они хотят работать. Их надо поправлять, они, конечно, не смогут выполнять высокоточные операции. Ребята делают довольно-таки интересные вещи, они имеют какую-то ценность. Получается, при должной поддержке, при правильном построении задач работы все эти дети могут».

Во время пикета были распространены и обращения президента Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга, педиатра, Романа Чорного по теме пикета. В обращении было сказано: «По мнению современной биологической психиатрии, аутизм — это нарушение развития нервной системы, проявляющееся в течение первых трех лет жизни ребенка… К сожалению, аутизм, иногда являясь действительно серьезной проблемой, недопустимо часто «гипердиагностируется», что приводит к стигматизации детей… детей с аутизмом практически приравнивают к людям больным шизофренией, что зачастую приводит к драматическим последствиям. Неверный диагноз, неправильное лечение – все это следствие общей отсталости российской системы здравоохранения…  если аутичного ребенка лечить так же, как человека с шизофренией, это приведет к катастрофическим последствиям…»

Многие граждане подходили к участникам пикета и выражали свою поддержку. Но хотелось бы, чтобы и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации прислушалось к требованиям граждан: не допускать нарушений прав детей, больных аутизмом, в российской психиатрии и системе социальной защиты.